

Детская речь, безусловно, тема, которая волнует каждого родителя. Все ли в порядке и соответствует возрасту? Узнайте, что думает эксперт.
Тема развития речи очень часто окружена мифами, домыслами и предрассудками, но какие из них верны? Правда ли, что 200 слов для двухлетнего возраста реальны? Нормально ли, если ребенок в этом возрасте не может составить простое предложение? Несколько важных правил и практических советов от нашего эксперта.
Принцип первый и один из главных: малышу должно быть интересно
Для ребенка раннего возраста всякая познавательная деятельность представляет собой игру. Постарайтесь превратить все в мини-игру, чтобы поддерживать его живой интерес ко всему происходящему. Вовлекаясь в процессы, происходящие вокруг него, ребенок начнет быстрее выражать свои мысли и говорить то, что думает.
Принцип второй: провоцируйте ребенка на речь
Вам необходимо создать для ребенка среду, в которой тишина невозможна! Начните с жестов. Но помните, что нельзя останавливаться на достигнутом. Попросите ребенка сказать, что он хочет. Говорить нужно не только во время урока, а постоянно. Говорите обо всем, что вы делаете: прогулка в парке, завтрак, как вы одеваетесь, какая погода на улице.
Принцип третий: ребенок подражает взрослому
Ваш ребенок любит все повторять за мамой и папой. Это также помогает им говорить быстрее! Вы можете играть с куклами, забивать мяч в ворота или делать все, что захотите. Самое главное: вместе! Кроме того, не забудьте сказать, что вы делаете, и подождите, пока ребенок сделает то же самое. Ему важно и интересно сделать «как мама или папа» и еще — сказать это.
Принцип четвертый: развивайте речевой слух!
Речь — это действительно вершина развития. А для того, чтобы говорить, ребенок должен слышать и понимать вас. Это зависит как от физической способности различать звуки — так и от способности слышать речь. Умение слышать речь связано с пониманием связи между звуком и значением. Ваш ребенок постепенно научится не только различать звуки, но и соотносить их с окружающей средой, понимать просьбы и создавать смысловые слоги и слова. Простая забава с погремушками может стать начальным упражнением!
Принцип пятый: надо правильно дышать!
Дыхание действительно должно быть «правильным». И этот навык тоже приобретается. Поэтому контроль дыхания также очень важен для развития речи. Воздух — «строительный материал звука». Если мы научим ребенка дышать правильно, регулярно, ему будет легко говорить. Спойте любимые песенки вашего ребенка!
Позже ваш ребенок автоматически научится правильно выдыхать и вдыхать. Иногда, если нужный навык не выработан вовремя, специалист может посоветовать специальные дыхательные упражнения.
Принцип шестой: помни о мелкой моторике!
Когда ребенок учится что-то делать руками, в его голове формируются новые нейронные связи. А без этого не может быть нормального развития. Так что не забывайте о мелкой моторике!
А еще лучше, если все ваши игры будут сюжетными — рисуйте, моделируйте, делайте аппликации и воплощайте их в жизнь, придумывайте истории для героев.
Принцип седьмой: помни о том, чего делать не стоит!
— Не предъявляй требований! И не хотеть слишком много сразу! Это не поможет. Или сделать хуже.
— Не для гаджетов! Планшеты, телевизоры, телефоны и другие устройства нужны в меру.
— Не забирай свою мотивацию! В семьях с чрезмерно заботливыми родителями дети теряют желание говорить, потому что их уже понимают!
— Не балуй их! А не «сломать язык». Вы помните, не так ли? Ребенок повторяет. И повторяет абсолютно все. И пока ты таешь от эмоций, он теряется в догадках: как общаться с миром?
— Не стесняйтесь! Если вы видите, что у вашего ребенка что-то не получается, помогите ему! И если вы не можете решить проблему самостоятельно, обратитесь к профессионалам. Разные проблемы одни и те же — ребенок молчит. Однако именно специалист способен установить причину и реально помочь.


Принцип восьмой: нормы не придуманы врачами!
Они «пунктуальны» и составляются специалистами, чтобы родители могли правильно и своевременно оценить развитие своего ребенка.
Важно, чтобы речь начиналась не с первого «мама», а с первого крика! В первые три месяца.
3 месяца
— Плач вашего ребенка должен быть другим; когда он хочет есть, это одно; когда она просто скучает по маме, последняя;
— ребенок должен реагировать на звуки и искать их источник;
— У ребенка появилась первая улыбка.
3-6 месяцев
— Начинается долгожданное гудение. В конце концов это станет тарабарщиной. Кстати, если гудение — это просто долгие гласные: а-а-гу, га-а, га-э, а-гу. Тогда лепет — это слог. Бабаба, мама — это все он! Читайте также: Ребенок смеется!
6-9 месяцев
— Лепет становится более разнообразным и не должен стихать! Кажется, что ребенок почти «говорит».
— Ребенок начинает играть дошкольные потешки: это «лесенки», «птички летели», «ко-ку». Это шаг к первым осознанным слогам! Если ребенок играет, значит, он понимает вашу речь.
— Понимает простые просьбы и вопросы, например «Где мама?». Где папа? Дай мне свою ручку! Вы не можете!
— И да, — откликается ребенок на свое имя.
1 год
— Ребенок говорит свои первые слова! Если два месяца назад болтовня «мама-мама» ничего не значила, то сегодня «мама» — это слово, которое вы ищете!
— Общие слова: это баба, дядя, на, дай, бах, ко. И это не обязательно должен быть «кот» — теперь можно просто получить ко или булочку. А «пи» может означать и папу, и выпивку, и пуговицу! В течение года это около 10 таких слов.
Внимание! Если ребенок по-прежнему выражает себя только жестами и сильным дрожанием – обратитесь к специалисту!
2 года
— Ребенок понимает двухшаговую команду: Бери котенка! Получайте удовольствие!
— Появляется первое простое предложение! Мама, пей! Мама, иди! Чу-пи! Дай мне мяч! Даже если это не совсем хорошо, это приговор!
— Словарный запас ребенка составляет почти 200 слов.
Но важно понимать, что это за слова. Разумеется, мы сразу получаем список взрослых существительных и глаголов, составленный из словаря Ожегова. Однако это не совсем так.
Сначала это могут быть «легкие» слова типа киса, ава, мумука и словоформы вроде «гуят» вместо «гусь», «ковать» вместо «постель», «сяпка» вместо «шапка» и т. д. Постепенно это появляется все меньше и меньше «светлых» слов, «пока-пока» заменяет взрослое «спящее», «вентилятор» — «машина». Больше конечно «масина», но скоро кто-нибудь скажет слово!
3 года
— Возникают причинно-следственные связи. Например: «Я не ем суп, потому что ты не успел его хорошо приготовить!»
— Предложения становятся удлиненными. Любую мысль ребенок может выразить словами!
Конечно, все дети индивидуальны и могут быть небольшие отклонения во времени.
И самое главное: не забывайте хвалить своего ребенка! Не упустите его маленькие победы. Пусть они будут и вашими!

